11 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение

"Средняя  школа № 16  с углубленным изучением  отдельных предметов" г. Арзамаса

ЕГЭ

 

Итоговое сочинение в 2023 году пройдет 6 декабря.

 

ФИПИ (Итоговое сочинение)

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

Правила заполнения бланков ИС

 

 

 

Общая информация о ЕГЭ

 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2009 года является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов школ Российской Федерации, а также формой вступительных испытаний в вузы в Российской Федерации.

ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"

 

ЕГЭ позволяет:

 

  • объективно оценить знания;
  • существенно снизить психологическую нагрузку, так как результаты ЕГЭ засчитываются одновременно как итоги школьной аттестации и вступительных испытаний в организации высшего образования;
  •  поступить в любые вузы России независимо от места жительства. 

 

 

Особенности ЕГЭ:

  • единое расписание;
  • единые правила проведения;
  • использование заданий стандартизированной формы (КИМ);
  • использование специальных бланков для оформления ответов на задания;
  • проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА). 

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки
 для оформления ответов на задания. 

ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением раздела «Говорения» в ЕГЭ по иностранным языкам).
 

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.
 

На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится
 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ). 

За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
 


УЧАСТНИКИ ЕГЭ 


К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных). 

Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ

·         обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам среднего общего образования;

·         обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 

·         обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

·         обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в 2014 - 2016 годах в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Имеют право участвовать в ЕГЭ: 

 

·         выпускники прошлых лет (лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года); 

·         обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования; 

·         обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет. 

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение). 



ПРЕДМЕТЫ ЕГЭ 

ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам: 

          Русский язык

·         Математика (базовая и профильная) 

·         Физика

·         Химия

·         История

·         Обществознание

·         Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 

·         Биология

·         География

·         Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки) 

·         Литература 

Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие учебные предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования. 

Для иных категорий участников выбор предметов должен зависеть от планируемой специальности (направления подготовки) для продолжения образования в образовательных организациях высшего образования. Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим
 приказом Минобрнауки России. 


СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов. 

·        

 

 

ЗАДАНИЯ ЕГЭ 

Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. 

КИМ
 разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). 

С документами, регламентирующими структуру и содержание
 КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться в разделе «Демонстрационные варианты ЕГЭ». 

КИМ
 включают в себя задания с кратким и развернутым ответами. 

При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав экзамена включен раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Выбор участником ЕГЭ данного раздела является добровольным.
 

ВНИМАНИЕ! 

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.
 

Факт опубликования КИМ в Интернет свидетельствует о наличии признаков следующих правонарушений: 



1.    Разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 11 статьи 59 федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); 

2.    Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной итоговой аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

 

При проведении ГИА в форме ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется стобалльная система оценки.
 

По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования.
 

По завершении проверки экзаменационных работ председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.
Утверждение результатов ЕГЭ осуществляется в течение 1 рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ.
 
После утверждения результаты ЕГЭ в течение 1 рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ.
 

Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ЕГЭ.
 

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
 

Обучающиеся подают апелляцию в письменной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА.
 

Выпускники прошлых лет и другие категории участников ЕГЭ подают апелляцию в письменной форме в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные регионом.
 

Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено.
 

Срок действия результатов - 4 года, следующих за годом получения таких результатов.
 

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 

Если участник ЕГЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки, предусмотренные единым расписанием.
 

В случае если участник ЕГЭ (все категории) не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год.

 

 

ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

 

Время начала ЕГЭ по всем учебным предметам 10.00 часов по местному времени.

Допуск участников ЕГЭ в ППЭ осуществляется с 09.00 по местному времени.
 

Участники ЕГЭ не должны опаздывать на экзамен, так как для таких участников экзамена продолжительность проведения экзамена не продлевается и общий инструктаж, в том числе по заполнению регистрационных полей бланков ЕГЭ, не проводится.
 

При входе в ППЭ участник ЕГЭ должен предъявить документ, удостоверяющий личность (далее – паспорт).
 

В случае отсутствия по объективным причинам у обучающегося паспорта он допускается в ППЭ только после письменного подтверждения его личности сопровождающим от школы.
 

В случае отсутствия паспорта у выпускника прошлых лет и других категорий участников ЕГЭ в ППЭ такие участники ЕГЭ не допускаются.
 

В ППЭ участник ЕГЭ берет с собой:
 

·         ручка; 

·         паспорт; 

·         лекарства и питание (при необходимости); 

·         средства обучения и воспитания (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор); 

·         участники ЕГЭ с ОВЗ, дети – инвалиды и инвалиды - специальные технические средства. 

Иные личные вещи (уведомление о регистрации на ЕГЭ, средства связи и другие запрещенные средства и материалы) участники ЕГЭ должны оставить в специально выделенном до входа в ППЭ месте для хранения личных вещей участников ЕГЭ. 

В ППЭ организаторы вне аудитории оказывают содействие участникам ЕГЭ в перемещении по ППЭ. Организаторы сообщают участникам ЕГЭ номера аудиторий в соответствии с автоматизированным распределением и сопровождают участников экзамена до аудиторий.
 

Организаторы в аудитории повторно проверяют у участников ЕГЭ паспорт и направляют участника ЕГЭ на рабочее место согласно спискам автоматизированного распределения.

Занять место, указанное организатором. Изменение рабочего места не допускается.

При раздаче комплектов экзаменационных материалов все участники ЕГЭ должны:


  • внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории;
  • обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами;
  • получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты (далее – ИК). В ИК участника ЕГЭ находятся:
    1. КИМ;
    2. бланк регистрации (при проведении устной части ЕГЭ по иностранным языкам в ИК находится только бланк регистрации устного экзамена);
    3. бланк ответов № 1;
    4. бланк ответов № 2 (при проведении ЕГЭ по математике базового уровня указанный бланк отсутствует).

Дополнительные бланки ответов № 2 выдаются организаторами отдельно по просьбе участника ЕГЭ и только в случае заполнения обеих сторон бланка ответов № 2 (в противном случае ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут).

Примечание.
 Письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам включает в себя раздел «Аудирование», все задания по которому (инструкции, тексты, паузы) полностью записаны на аудионоситель. Организатор должен настроить воспроизведение записи таким образом, чтобы слышно было всем участникам ЕГЭ.

Получить от организаторов черновики, со штампом образовательной организации на базе, которой расположен ППЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам с включенным разделом «Говорение» черновики не выдаются).

Вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты.

Проверить количество бланков ЕГЭ и КИМ в ИК и отсутствие в них полиграфических дефектов. В случаях обнаружения лишних (или недостающих) бланков ЕГЭ и КИМ, а также наличия в них полиграфических дефектов необходимо сообщить об этом организаторам, которые обязаны полностью заменить.


ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ И БЛАНКОВ ОТВЕТОВ ВСЕ УЧАСТНИКИ ЕГЭ ДОЛЖНЫ:

Внимательно прослушать инструктаж по заполнению области регистрации бланков регистрации, бланков ответов и по порядку работы с экзаменационными материалами;

Под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2. 

ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА ВСЕ УЧАСТНИКИ ЕГЭ ДОЛЖНЫ:

После объявления организаторами времени начала выполнения экзаменационной работы (время начала и окончания выполнения экзаменационной работы фиксируется на доске) приступить к выполнению экзаменационной работы.

Выполнять указания организаторов.

Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещается:

1.    Иметь при себе:

o    уведомление о регистрации на экзамены,

o    средства связи,

o    электронно-вычислительную технику,

o    фото-, аудио- и видеоаппаратуру,

o    справочные материалы (кроме разрешенных, которые содержатся в КИМ), письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

2.    Выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы (далее – ЭМ) на бумажном и (или) электронном носителях.

3.    Выносить из аудиторий письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

4.    Фотографировать ЭМ.

5.    Разговаривать между собой.

6.    Обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЕГЭ.

7.    Переписывать заданий КИМ в черновики со штампом образовательной организации ЕГЭ.

8.    Произвольно выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории

Примечание. При нарушении настоящих требований и отказе от их соблюдения  организаторы совместно с членами государственной экзаменационной комиссией (далее – ГЭК) вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена. В данном случае организаторы совместно с ГЭК составляют акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена. На бланках проставляется метка о факте удаления с экзамена.
Экзаменационная работа такого участника ЕГЭ не проверяется.

Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении организатора вне аудитории, организатор в аудитории предварительно проверяет комплектность оставленных участником ЕГЭ экзаменационных материалов.

В случае возникновения претензии по содержанию КИМ сообщить об этом организатору.
 

В случае если участник ЕГЭ полностью заполнил бланк ответов № 2, организатор в аудитории должен:

·         убедиться, чтобы обе стороны бланка ответов № 2 были полностью заполнены, в противном случае ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут;

·         выдать по просьбе участника ЕГЭ дополнительный бланк ответов № 2;

·         заполнить верхнее поле в дополнительном бланке ответов № 2 (при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 в поле «Дополнительный бланк ответов № 2» основного бланка ответов № 2 вписать номер выдаваемого дополнительного бланка ответов № 2, а на выданном дополнительном бланке ответов № 2 проставить номер листа в соответствующем поле бланка);

·         зафиксировать количество выданных дополнительных бланков ответов № 2 в форме ППЭ-05-02 «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории» и прописать номера выданных дополнительных бланков ответов № 2 в форме ППЭ-12-03 «Ведомость использования дополнительных бланков ответов № 2».

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКАМИ ЕГЭ

Участники ЕГЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут покинуть ППЭ. Организатору необходимо принять у них все ЭМ.

ПО ОКОНЧАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКАМИ ЕГЭ:

Участники ЕГЭ вкладывают КИМ в конверт индивидуального комплекта. Остальные экзаменационные материалы кладут на край стола. Организаторы в аудитории собирают экзаменационные материалы у участников экзамена.

Примечание. Организаторы в аудитории:

  •  Собирают у участников ЕГЭ:

o   бланки ЕГЭ;

o   КИМ, вложенный в конверт от ИК;

o   черновики со штампом образовательной организации, на базе которой расположен ППЭ.

  • Ставят знак «Z» на полях бланков ответов № 2, предназначенных для записи развернутых ответов, но оставшихся незаполненными (в том числе и на оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках ответов № 2.
  • Заполняют Протокол проведения ЕГЭ в аудитории.
  • Запечатывают бланки ЕГЭ в возвратные доставочные пакеты.
  • В центре видимости камеры видеонаблюдения объявляет об окончании экзамена и громко объявляет все данные протокола.
  • Проходят в Штаб ППЭ и сдают все материалы руководителю ППЭ.

 

АПЕЛЛЯЦИЯ

Конфликтная комиссия (далее – КК) создается в целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА. КК призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА. 

Апелляции тех участников, которые сдают ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации, рассматривает федеральная конфликтная комиссия.
 

Для обеспечения права на объективное проведение экзамена в ППЭ и оценивание экзаменационных работ участникам ЕГЭ предоставляется право подать в КК апелляцию в письменной форме:
 

·         о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по соответствующему учебному предмету;

·         о несогласии с выставленными баллами.

КК не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным: 


·         с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом;

·         с нарушением участником ЕГЭ требований, установленных Порядком;

·         с неправильным оформлением экзаменационной работы.

КК не рассматривает черновики участника ЕГЭ в качестве материалов апелляции. 

В целях информирования граждан в СМИ, на официальных сайтах ОИВ, учредителей, загранучреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или специализированных сайтах не позднее чем за месяц до начала экзаменов публикуется информация: о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций. 

 

При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели. 

·         ПРАВИЛА ПОДАЧИ АПЕЛЛЯЦИИ О НАРУШЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

·         ПРАВИЛА ПОДАЧИ АПЕЛЛЯЦИИ О НЕСОГЛАСИИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ


Материалы для ознакомления

 

«Что нужно знать о своих правах на ЕГЭ и как действовать»

(ссылка: https://ria.ru/abitura_rus/20181022/1531069799.html )

 

 «ФИПИ: Не все выпускники понимают смысл понятий «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность»»

(ссылка: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6921 )

 

«ФИПИ: Выпускники школ плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры»

(ссылка: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6938 )

 

«ФИПИ: Правописание –Н– и –НН– вызвали у выпускников на ЕГЭ-2018 больше всего сложностей»

(ссылка: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6945 )

 

«ФИПИ: Для успешной сдачи ЕГЭ по биологии необходима практика»

(ссылка: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6946 ) 

 

 

ССЫЛКА на официальный портал единого государственного экзамена

http://www.ege.edu.ru/ru/main/schedule/

Методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ - 2018 

ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

Уважаемые участники ЕГЭ!

Для получения официальных результатов ЕГЭ следует обращаться в свою школу или в региональный орган управления образованием, в котором Вы регистрировались на ЕГЭ. 

Дополнительно Вы можете ознакомиться с предварительными результатами ЕГЭ в специальном
сервисе.

 

С информацией о ЕГЭ вы можете ознакомиться на сайте   http://www.ege.edu.ru/ru/main/вы

 

Здесь публикуются новости о ЕГЭ, актуальные документы, а также ведется блог.

После сдачи ЕГЭ, на данном портале Вы также можете узнать свои результаты.

 

Также на сайте вы можете:

 

·         ознакомиться с порядком проведения ЕГЭ,

·         потренироваться в заполнении бланков,

·         ознакомиться с демоверсиями заданий,

·         прослушать рекомендации по сдаче ЕГЭ по всем предметам, включая процедуру экзамена и правила подачи апелляций.

 

 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

Места и сроки регистрации для прохождения ГИА-11 и сдачи ЕГЭ на территории Нижегородской области в 2018 году

Выпускники текущего года (школьники,  экстерны, лица со справкой об обучении)

Итоговое сочинение (изложение) (ИС(И))

Итоговое сочинение (изложение)

Место регистрации

Основной срок - 5 декабря 2018 года,

дополнительные сроки – 6 февраля и 8  мая 2019 года.

Срок подачи заявлений – не позднее чем за две недели до начала соответствующего срока проведения итогового сочинения (изложения)

в обязательном порядке, как условие допуска к ГИА-11

1. обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования(обучающиеся 11(12)-х классов образовательных организаций);

 

2. обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, а также осваивающих образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования (экстерны).

 

 

образовательные организации, в которых выпускники осваивают образовательные программы среднего общего образования (по месту обучения);

организации, осуществляющие образовательную деятельность по  имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в которых обучающиеся будут проходить ГИА-11 экстерном (по месту обучения экстерна).

 

Заявление на итоговое сочинении (изложение)  выпускники текущего года и экстерны  пишут   в общеобразовательной организации, в которой они обучаются. Для этого обучающимся 11(12)-х классов, экстернам и их родителям (законным представителям) необходимо обратиться к классному руководителю либо заместителю директора школы, курирующему вопросы ГИА-11.

 

 

Приказ  Министерства образования, науки и моллодежной политики Нижегородской области "Об утверждении порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения)" от 26.11.2018г. №2631

 

Приказ  Министерства образования, науки и моллодежной политики Нижегородской области "О проведения итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях Нижегородской области в основной срок 2018-2019 учебного года" от 27.11.2018г. №2647

 

Приказ администрации города Арзамаса департамента образования №419 от 4.12.208 года " О проведении итогового сочинения (изложения) в общеобразовательных организациях города Арзамаса как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в основной срок 2018-2019 учебного года"

 

«ФИПИ опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения в 2018-2019 учебном году»

(ссылка: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6948 )

 

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2018-2019 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

 

УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 

 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

  •            иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

  •      лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования  (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

  •            обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  •        обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

  •          лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

  •          граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);

  •          лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

  •         лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

  •         лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ: 

  •         обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

  •        обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  •          обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. 

Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых регионом. 

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении. 

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично. 

 

СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки - первая среда февраля и первая рабочая среда мая. 

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

 Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения). 

В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных регионом. 

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. 

ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК К СДАЧЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая): 

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения). 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) 

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

 К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям. 

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:

ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

Рекомендуемое количество слов – 250-300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

 

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:

Сочинение

Изложение

1. Соответствие теме

1. Содержание изложения

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

2. Логичность изложения

3. Композиция и логика рассуждения

3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

 

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к  ЕГЭ

 

                            

               

             Предметы                                               Баллы                                          ППЭ               

                           

                

                 Запрещается                                  Процедуры                                 Русский язык

 

                          

                                  

                    Сочинение                                   Изложение                                    Математика

 

                                             

                          Иностранные языки                                   Апелляция

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ 

 

    

   Рекомендации педагогам:  

&       Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, используя рекомендованные сборники тестовых заданий, для оценивания уровня усвоения материала и отработки  навыка их выполнения.

&       Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

&       Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите им, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

&       Ознакомьте учащихся с методикой проведения единого государственного экзамена.

&       Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

&     Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:

-         пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-         внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;

-         если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

&       Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

&       Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.

&       Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

&       Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение учащихся, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования.

                                     Верьте в свои силы и возможности Ваших учеников! Всё у Вас получится!

     Советы родителям: 

 

&     Окажите ребенку поддержку независимо от того, какое количество баллов он получит на тестировании. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

&     В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что  они делают хорошо.

&     Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

&     Наблюдайте за самочувствием ребенка, ведь только Вы сможете вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

&     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

&     Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, шоколад, мед, бананы и т.д. стимулируют работу головного мозга.

&     Убедитесь, что ребенок ознакомился и усвоил методику подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.

&     Контролируйте режим подготовки ребенка для профилактики перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

&     Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:

-         пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-         внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

-         если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

&     Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение ребенка, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается тревога родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

&     Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий, ведь успешная сдача экзаменов во многом зависит от настроя и отношения родителей!

 

Рекомендации выпускникам:

Подготовка к экзаменам

&   Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

&   Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки: какие именно разделы и темы.

&   Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", начни с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, ты постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

&   Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. В это время помой посуду, полей цветы, сделай зарядку, прими душ.

&   Бессмысленно тратить время на то, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Структурируй материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

&   Готовясь к экзаменам, думай о том, что ты обязательно справишься с тестированием.

&   Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

&   Последнюю ночь перед экзаменом оставь для отдыха: с вечера перестань готовиться, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

&   На экзамен явись без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. Возьми с собой пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Несколько рекомендаций для более успешной тактики выполнения тестирования:

Сосредоточься!

Начни с легкого!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если последовательно исключать те варианты ответов, которые явно не подходят.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Проверь! Оставь время для проверки своей работы.

Доверяй своей интуиции!

Желаем вам успешной сдачи экзаменов!

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения